Копирую весь пост, потому что ППКС.
Если дальше рисовать потрет мазохиста, то получится человек, вовлеченный в круговорот нескончаемых собственных поражений. Зачастую сперва такие люди вызывают сочувствие и желание помочь - ведь они, действительно, страдают, реально и сильно, а потом - агрессию и отвержение. Потому что причины страданий они склонны упорно видеть исключительно вовне, категорически отрицая какой-либо собственный вклад в создание своих неприятностей. Они склонны втягивать окружающих в попытки решения их проблем, попытки. стопроцентно обреченные на поражение. Поскольку для мазохиста важно быть правым, а не быть счастливым.
Появление у него "сторонников" - сочувствующих и готовых помочь - служит подтверждением его правоты и позиции невинно страдающей жертвы; а безуспешность попыток помощи приносит моральное удовлетворение - те, кто считал себя более сильным, уверенным и способным ему помочь, оказались побеждены.
При этом существует такой важный фактор поведения как «провокация с использованием пытки капающей воды». Каждое провоцирующее действие само по себе достаточно минимально и окружающие поначалу не придают ему значения. Но эти действия продолжаются, до того момента, пока не наступает эффект переполнения чаши. Тот, на кого «капают», не выдерживает, срывается и обрушивает на мазохиста весь тот гнев, который накопился. Это позволяет мазохисту оставаться на позиции своей моральной чистоты, как будто на нем оторвались ни за что. Потому что тот повод, по которому произошел взрыв негодования, часто на самом деле, незначительный.
Получение таким образом в свой адрес большого и гневного "фэ!" запускает работу очередного круга абсурда страданий . Мазохист расценивает полученное как несправедливость и переживает свое моральное превосходство: он - весь в белом, а тот, кто сорвался на него "на пустом месте", соответственно - в светло-коричневом. Это переживание заменяет ему удовольствие.
читать дальшеВозникает разонный вопрос - почему удовольствие в жизни нужно находить таким вот вогнуто-выгнутым способм?
И здесь дело в том, чтто с раннего детства для таких людей в удовольствии кроется угроза, и его переживание вызывает сильнейшее чувство вины. Ведь если бы унижаемый ребенок взял верх над родителями, он бы, несомненно, испытал от этого удовольствие. Но за это свое превосходство он был бы родителями - которые, как ни крути, продолжают оставаться более сильными и могущественными - жестоко наказан. Поэтому в мазохистической модели поведения удовольствие тесно связано с наказанием. Жизнь мазохиста - это жизнь без удовольствия. Все, на что они обычно надеются – это на получение некоего вознаграждения в будущем за свои страдания, справедливый реванш над теми, кто его мучил.
Еще одна характерная особенность мазохистического поведения - откладывание дел "на потом". Это идеальная стратегия для того, чтобы быть хронически несчастным и раздраженным, постоянно жаловаться. И ничего не делать для того, чтобы изменить ситуацию - ведь нерешенных проблем и несделанных дел накопилось так много, что совершенно непонятно, с какого краю эту кучу начинать разгребать.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что основной пафос мазохистической стратегии укладывается в сообщение "все болит, ничего не помогает" "все плохо и изменить ничего невозможно". Это выстраивание жизни в таком стиле, чтобы все время оставаться несчастным, жертвовующим, склонность попадать в зависимости, работать там, где не нравится, создавать ситуации с таким ворохом проблем, когда сложно понять, за решение какой из них нужно хвататься в первую очередь.
Такое поведение является очень удобным способм для использования собственных детей, которым крайне сложно отделиться от хронически несчастных родителей и зажить своей жизнью, не ощущая себя при этом полными мерзавцами. При этом возможность найти тот вариант поведения, при котором ребенок, отделяясь. мерзавцем не окажется, практически невозможно. Потому что родитель непременно будет жертвенно и очень выразительно страдать. Причем, страдать он будет в любом случае. Если дети из чувства вины остаются рядом с такими родителями - те будут жалуются, что дети не самостоятельны, сидят у них на шее, ничего не добились, не обеспечили их внуками, далее до бесконечности... в случае, если ребенок все-таки рискнет отделиться - родители будут страдать от того, что они не нужны, позабыты-позаброшены.
Все это является следствием той самой установки, в которой быть правым важнее, чем быть счастливым. В выборе между справедливостью и счастьем для мазохиста важнее справедливость. В том виде, в каком он сам ее понимает. Этот выбор делается легко, поскольку про счастье он толком и не знает, что это такое и как оно выглядит.
Итицкая сила!